Реализуемые практики
- Подробности
-
Обновлено 26 Февраль 2025
Практики, реализуемые в учреждении
1. Практика «Танцуй душой и телом»
Это комплекс мероприятий, направленных на развитие эстетического вкуса, раскрытие творческого потенциала, включающий занятия танцевально-двигательной терапией. Способствует социализации целевой группы, объединенной в ансамбль "Солнышко", в процессе подготовки и проведения выступлений, выездных творческих мероприятий, развитию навыков социального взаимодействия. Практика «Танцуй душой и телом» направлена на развитие координации движений, снятие эмоционального напряжения, повышение и укрепление самооценки.
Цель: Помочь освоить движения тела, а также сформировать навыки альтернативной коммуникации для участия в адаптированных танцевальных номерах без избыточных нагрузок на целевую группу проекта в составе ансамбля «Солнышко».
Основные задачи:
- Улучшение коммуникативных навыков, в том числе альтернативной коммуникации
- Тренировка когнитивных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления
- Развитие эмоционально-волевой сферы
- Повышение самооценки и формирование интереса к жизни
- Объединение поколений
- Создание комфортной среды для общения
- Мотивация к личностному росту и самореализации
Качественные результаты:
С 2021 по 2023 год поставили 28 танцевальных номеров.Ежегодно принимаем участие более чем в 6 городских фестивалях и конкурсах. Ежегодно занимаем призовые места. Количество участников выросло с 6 до 45 человек. Ансамбль «Солнышко» выступил более чем перед 400 зрителями.
Социальные результаты:
- развитие самостоятельности
- повышена двигательная активность
- развитие социальной активности
- повышена самооценка участников проекта
- снижение уровня тревоги и стресса
- повышение качества жизни получателей социальных услуг
2. Занятия по инклюзивному вокалу с людьми, имеющими психические расстройства
Занятия по инклюзивному вокалу способствуют преодолению социальных, физиологических и психологических барьеров получателей социальных услуг, имеющих психические расстройства, знакомству их с вокально-музыкальной культурой, создают условия для развития личности, раскрытия творческого потенциала, эстетических и этических качеств.
Цель:
Создание условий для самореализации получателей социальных услуг, имеющих психические расстройства, их социализации и полноценного участия в культурной жизни и доступных видах социальной деятельности
Основные задачи:
- развитие у получателей социальных услуг, имеющих психические расстройства, психических процессов: восприятия, памяти, внимания.
- формирование удовлетворенности собственной деятельностью, позитивных интересов, самореализации.
- коррекция эмоционального состояния, воспитание усидчивости, дисциплины, повышение творческой активности
- организация участия в творческих мероприятиях
Качественные результаты:
- по результатам проведенных занятий у участников наблюдается: улучшение психических процессов: восприятия, памяти, внимания на 10%; повышение удовлетворенностью собственной деятельностью на 20%.
- улучшение эмоционального состояния, формирование позитивных интересов у всех участников.
- зафиксировано укрепление усидчивости, дисциплины, повышение творческой активности.
- в течение 2024 года все 5 участников проекта приняли участие с вокальными номерами в девяти творческих мероприятиях (концерты в учреждении и в фестивальных, конкурсных гала-концертах).
Социальные результаты:
- участники проекта - инвалиды трудоспособного возраста, имеющие психические расстройства, имеющие проблемы поведенческого характера, расстройства внимания, памяти, отсутствие усидчивости, дисциплины, а также потребность в самореализации.
- занятия по инклюзивному вокалу в первую очередь способствуют улучшению физиологического самочувствия, дыхания; системность занятий приводит к укреплению дисциплины, активизируют память. Возможность проявить себя на сцене дает активный творческий импульс, повышение способности к самовыражению, удовлетворение от результатов своей деятельности.
3. "В мире классической музыки"
Проект реализуется в СПб ГБСУСОН ДСО «Сосновая поляна» на двух площадках: актовый зал, где могут принимать участие все желающие, отделение№2 геронтологического профиля, где участниками становятся преимущественно маломобильные граждане.
Проект представляет собой систему психокоррекционных занятий, которые проводятся еженедельно и имеют подготовительный этап, который направлен на подбор музыкальных произведений. Этот подбор осуществляется по следующим критериям: это всегда произведения классической музыки, которые отличаются с одной стороны высокой образностью и гармоничностью, имеют связь с конкретными узнаваемыми образами, с другой стороны отличаются доступностью для восприятия участников, имеют временные ограничения. Выбранные произведения включаются в структуру психокоррекционных занятий, которая состоит из 3-х частей.
1) «Разминка» — это первая вводная часть, целью которой является создание настроя на предстоящее занятие. Используются: комплекс нейропсихологической гимнастики, либо воспроизведение заданного ритма хлопками, «танцы руками».
2) «Погружение в мир музыки» — это основная часть, которая включает прослушивание и обсуждение музыкального произведения. Здесь важной задачей является формирование навыков активного слушания с переживанием широкого спектра чувств, возможностью визуализации музыкального образа и последующего его анализа. Важным принципом является разнообразие форм преподнесения музыкального произведения, например:
- Произведений разных композиторов объединяется общей темой;
- Знакомство с сюжетом литературного произведения к которому была написана музыка.
- Знакомство с жизнью и творчеством определенного композитора, либо исполнителя классической музыки.
- «Прослушивание – угадывание», когда участникам предлагается незнакомое произведение с целью «угадать замысел автора»;
- Приемы арт-терапии. Это может быть рисование и лепка под музыку на определенную тему;
-Создание театрализованных постановок, танцевальных номеров под музыкальный отрывок.
-Использование видео сопровождения (отрывки классической оперы, балета, запись концертного исполнения, специально подобранный видеоряд с использованием шедевров произведений художников-классиков).
- Обязательным является использование специальных вопросов- заданий, направленных на активизацию процессов памяти, внимания, мышления, воображения участников перед прослушиванием.
3) «Завершающая часть»
Обратная связь, анализ, обсуждение. Запросы на следующее занятие.
Цель:
Повышение уровня адаптации и активизация сохранного потенциала личности через использование приемов музыкальной терапии в психокоррекционной практике.
Основные задачи:
- Активизация эмоциональной сферы (повышение эмоциональной откликаемости, предоставление возможности к безопасному отреагированию накопленных переживаний, гармонизация чувств);
- Активизация коммуникативных функций (прежде всего, способности на вербальном уровне выражать свои чувства и переживания, делиться ими с окружающими, проявлять заинтересованность к чувствам другого человека);
- Активизация когнитивных процессов (воображения, памяти, внимания, мышления).
- Преодоление признаков сенсорной депривации, госпитализма;
- Удовлетворение духовных потребностей личности.
Качественные результаты:
- Увеличение посещаемости занятий на 60%
- Увеличение активности на занятиях на 40%
- Повышение фона настроения к концу каждого психокоррекционного занятия (согласно специально разработанной методики) на 80%
- Увеличение количества запросов на включение в программу занятий выбранных музыкальных произведений.
Социальные результаты:
Участниками проекта являются инвалиды трудоспособного возраста с психическими нарушениями, инвалиды пожилого возраста, имеющие психические нарушения. Основными проблемами данной группы являются: снижение когнитивных функций в разной степени выраженности, эмоционально-волевое снижение, а также ограниченные адаптивные возможности. У части из них имеются ограничения мобильности, вследствие чего имеются признаки сенсорной депривации, формирование признаков госпитализма. На протяжении реализации проекта у участников наблюдается повышение эмоциональной откликаемости, открытости в проявлении чувств, увеличение спектра переживаемых чувств. Отмечается улучшение коммуникации, способности делиться чувствами с окружающими, проявлять заинтересованность. Выявляется улучшение когнитивных процессов участников (воображения, памяти, внимания, мышления). Важным является удовлетворение духовных потребностей личности, которое проявляется в многочисленных положительных отзывах участников.
4. Танцевально-двигательная терапия "Движение к жизни/В ритме души"
Проект «Движение к жизни/В ритме души» — это психотерапевтическое использование танца, движения и ритма как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности.
Проект включает регулярные занятия в группах (3-10 человек), а также индивидуальные занятия, где через простые движения, музыку и ритм участники работают с развитием осознания своего тела, эмоциональной регуляции, развитием навыков расслабления и восстановления, формированием позитивного опыта взаимодействия с другими участниками.
Содержание проекта (этапы):
1) Выявление и диагностика участников проекта.
2) Разработка индивидуальных и групповых программ участников проекта.
3) Проведение занятий с упражнениями танцевально-двигательной терапии (кинестетическая эмпатия, свободный танец, использование рисунка, импровизация, различные танцевальные игры, танец с предметами, музыкальная терапия, задачи из определённых танцевальных стилей, ритмическая разминка, нейрогимнастика и т.д.) не реже 1 раза в неделю по 40-60 минут.
Цель:
Создание условий для улучшения психоэмоционального и физического состояния, социальной адаптации получателей социальных услуг с помощью адаптированной танцевально-двигательной терапии
Основные задачи:
- улучшить коммуникацию в группе, развить эмпатию, эмоциональный интеллект
- снизить телесное и эмоциональное напряжение
- поддержать/улучшить когнитивные функции
- расширить спектр восприятия, преодолеть сенсорную депривацию
- развить и поддержать эмоциональное выражение и саморегуляцию
- снизить уровень тревожности, депрессии и стресса
- развить двигательный потенциал, крупную и мелкую моторику
- восстановить сенсорный контакт с действительностью
- провести профилактику гиподинамии, двигательную, эмоциональную и коммуникативную активизацию
- сформировать и укрепить самодисциплину
- минимизировать патологическую симптоматику за счёт коррекции двигательных, эмоциональных, поведенческих и межличностных нарушений в результате психотерапевтического использования танца и движения.
Качественные результаты:
- у 90% участников зафиксирован рост внутренней мотивации и стремления к самостоятельному включению в занятия на 20%, что проявлялось в предложении идей, выражении инициативы и участии в обсуждении.
- у 85% участников наблюдается повышение эмоциональной вовлечённости на 20%, выраженное в увеличении числа позитивных реакций, активности в процессе занятия и готовности делиться своими ощущениями и переживаниями.
- 70% участников проявили рост активности за пределами занятий: увеличение вовлечённости в социальные и бытовые процессы, повышение интереса к новым видам деятельности (участие в других мероприятиях, творческих процессах).
- 45% участников начали демонстрировать лидерские качества, включая поддержку других членов группы, руководство процессом выполнения групповых упражнений и активное взаимодействие с ведущим занятий.
- у 40% участников развилась дисциплина и самоорганизация в различных аспектах жизнедеятельности.
Социальные результаты:
Пожилые проживающие нашего учреждения так же как и инвалиды трудоспособного возраста частично утратившие способность к самообслуживанию, нуждаются в организации досуга, формировании позитивных интересов, двигательной активности. Проект помогает вернуть ощущение полноты жизни, поддержать участников не только на физическом, но и на эмоциональном уровне, способствуя повышению уровня психического здоровья и социальной адаптации. В результате проведения танцевально-двигательной терапии большинство участников отметили улучшение своего эмоционального состояния, повышение чувства уверенности и значимости, интересу к жизни.
______________________________________________________________________________________________________________________________